Дополнительное окно приветствия

Земля Лошадей

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Земля Лошадей » *Общение с лошадьми* » Обучение лошади выездке


Обучение лошади выездке

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Общие положения
Конноспортивные школы, клубы и секции должны пополняться молодыми лошадьми в возрасте от 3 до 5 лет, а в отдельных случаях до 7 лет.
Молодые лошади, прибывающие в школу или секцию, подвергаются карантину на установленный срок. Для ухода за ними в карантине выделяются специальные конюхи.
По прибытии молодых лошадей в школу старший тренер обязан лично ознакомиться с ними путем наружного осмотра, наблюдениями за ними в конюшне и временно распределить ло- шадей между тренерским составом.
Наружный осмотр лошадей производится с целью оценки их форм, строения и движений, определения требований по выездке, которые можно будет предъявить к каждой из них. Наблюдение за лошадью в конюшие даст возможность выявить ее привычки и характер. После изучения молодых лошадей старший тренер окончательно закрепляет их за всадником для выездки, ухода и выступления.
Распределение и закрепление лошадей за всадниками имеют очень важное значение, так как от этого зависит успех выездки. При этом необходимо учитывать, с одной стороны, рост, склад, темперамент и характер лошади, а с другой — вес, рост, темперамент и опыт всадника. На слабую лошадь следует сажать более легкого всадника; на горячую и капризную — спокойного, искусного и решительного; на горячую, но добронравную — спокойного и терпеливого, можно и менее опытного.
В период карантина молодые лошади приучаются к установленному распорядку, кормлению из кормушек, водопою из ведер или автоматических поилок, чистке пылесосом или щетками, надеванию уздечки, взнуздыванию, движению рядом с выезжающим, прогонке на корде.
Первоначально ежедневная работа молодых лошадей должна состоять из проводки в течение 30—45 мин.
Когда молодые лошади привыкнут к человеку, будут спокойно и уверенно двигаться рядом с ним, приступают к прогонке их на корде, постепенно доводя репризы рыси от 1—2 до 5 мин. Прогонку выполняют в обе стороны. После работы на корде лошади обязательно делают 15—20-дневнуюпроводку. Таким образом, в период карантина лошадь получает первоначальное воспитание, то есть должна быть подготовлена для начала подъездки.
Выездка молодой лошади проводится в строго индивидуальном порядке в соответствии с ее экстерьерными качествами и физическим развитием. Предъявлять к лошадям 3 лет, находящимся еще в стадии формирования, такие же требования, как к лошадям в возрасте 5 лет и старше, уже физически сформировавшимся, не следует, так как это может повлечь за собой порчу, а иногда и гибель молодых лошадей.
Планомерную выездку лошадей в возрасте 5 лет и старше, как вполне развившихся, физически окрепших, уже приученных к человеку и конюшенному содержанию, начинают с момента их поступления в школу.
Выездку молодых лошадей в возрасте 3 лет, а также лошадей более старших возрастов, но недостаточно окрепших физически, не следует форсировать: ее производят в известной последовательности, предъявляя к ним меньшие требования. Основное внимание при выездке таких лошадей обращают на воспитание, уход и кормление, чтобы дать организму молодняка развиться и окрепнуть.
Правильный режим кормления молодых лошадей не только имеет большое значение для их физического развития, но и способствует высококачественной выездке. Поэтому кормление молодых лошадей должно быть строго индивидуальным и зависеть от выполняемой ими работы и состояния организма.
В период доездки молодых лошадей должна осуществляться повышенная дача фуража, так как в это время проводится усиленная тренировка по втягиванию молодой лошади в полевую работу.
Лошадей, по каким-либо причинам отстающих а выездке, нельзя подгонять под общий уровень и нагружать новыми упражнениями, пока они не усвоят предыдущих. Таких лошадей выделяют в особую группу и занимаются с ними по программе выездки отдельно, иначе они могут попасть в разряд дурноезжих.
К выездке молодых лошадей допускаются только подготовленные к этому лица тренерского состава и спортсмены-разрядники, владеющие управлением лошади (участвующие в соревнованиях и показавшие хорошие результаты). Перед каждым новым упражнением по выездке с ними проводятся практические занятия или инструктажи с показом, как нужно отрабатывать то или иное упражнение.
Продолжительность выездки молодых лошадей устанавливается исходя из принципа подготовки молодой лошади к соревнованиям по сокращенной программе троеборья. Если подготовка молодой лошади к первенству потребует 8—10 мес, значит, ее надо начать готовить в августе, чтобы в июне следующего года можно было на ней выступать, но не раньше 5-летнего возраста лошади.
Выездка молодой лошади состоит в основном из двух периодов: из подъездки и доездки. К подъездке, как правило, относятся нормативы для молодой лошади — манежная езда, полевые испытания по сокращенной программе, преодоление препятствий.
Нормы полевых испытаний по сокращенной программе: 1. Отрезки А и В (движение по дорогам и тропинкам) 4400—5500 м. 2. Отрезок Б (стипль-чез) 1920—2240 м. 3, Отрезок Г (кросс) 4680—5000 м.
При контрольных проверках дистанцию отдельных отрезков полевых испытаний рассчитывают так, чтобы контрольное время ее прохождения выражалось в целых минутах.
Дальнейшая доездка и совершенствование троеборных лошадей по основной программе производятся после того, как молодые лошади достигнут 6-летнего возраста. Ставить в основную программу лошадей, не прошедших доездки, и предъявлять к ним такие же требования, как и к подготовленным лошадям, воспрещается.
Нормы полевых испытаний по основной программе:
1. Отрезок А—В (220 м/мин, движение по дорогам и тропинкам) 16—20 км. 2. Отрезок Б (640 м/мин, стипль-чез) 3105-3450 м. 3. Отрезок Г (570 м/мин, кросс) 7410-7980 м.
В принцип полевой подготовки лошадей должен быть положен постепенный переход от ровной местности к малопересеченной, среднепересеченной и сильнопересеченной, с обрывами до 2 м и приземлением в воду на глубину до 1 м.
В исключительных случаях срок подъездки может быть сокращен для тех лошадей, которые имеют 5-летний возраст и сформировавшийся организм. В таком случае нагрузка на лошадь увеличивается, не превышая нормы-полевых испытаний по всем Отрезкам.
Молодые лошади, поступившие в школу, на специальные группы не разбиваются, а полностью проходят выездку по программе, включая и первоначальное воспитание молодой лошади.
Руководство конноспортивной базой или школой обязано заблаговременно обеспечить всем необходимым предстоящий прием, карантинизацию и дальнейшее воспитание и обучение молодых лошадей.
Большое значение в воспитании молодых лошадей имеет планирование выездки. Оно должно строиться с учетом времени поступления молодых лошадей в школу, их возраста и степени подготовки, физического развития и ориентировочного периода, необходимого для их выездки.
Старший тренер разрабатывает план выездки лошадей по периодам и определяет, когда и кем проводится проверка выездки по периодам. В течение каждого периода старший тренер школы обязан лично не менее двух раз проверить степень отработки лошадьми требуемого объема. Результаты проверки объявляются в приказе по школе.
На основе общего плана выездки лошадей старший тренер разрабатывает подробное поурочное расписание по выездке и лично руководит ею. Старший тренер обязан до прибытия молодых лошадей в школу лично провести подготовку тренерского состава и спортсменов-разрядников, выделяемых для выездки лошадей.
В зависимости от результатов подготовки молодых лошадей старший тренер может распределять их по группам классификации конного спорта, подбирая в каждую из них лошадей одного склада характера и учитывая их природные способности к выездке, к прыжкам и троеборью в полевых испытаниях.
Выездку молодых лошадей следует рассматривать не как “смену”, а как одиночных лошадей, лишь одновременно выезжаемых. Если каждая лошадь в отдельности будет выезжена хорошо, то от них можно ждать высоких результатов на соревнованиях. Выездка молодых лошадей может проводиться как с помощью мундштуков, так и трензелей.
К обучению по повышенной классификации можно приступать после того, как лошади пройдут курс выездки молодой лошади.
Спортивная лошадь должна обладать выносливостью, быстротой, темпераментом и быть неприхотливой. Это зависит от стойкости организма и пропорционального строения лошади, а также от правильного ее развития, обучения и воспитания.
Требования современной спортивной работы настолько разнообразны и сложны, что спортсмен может выполнить их лишь тогда, когда его лошадь, подчиненная его воле, будет совкой, ничего не боящейся, способной выдерживать быстрое и продолжительное движение по разнообразной местности, сноровисто преодолевать различные препятствия. Все это достигается выездкой.
Понятие о выездке лошади.
Выездить лошадь — значит правильно уравновесить ее под всадником, укрепить и развить ее мускулатуру, дыхательные органы, сердце, нервную систему. Сделать лошадь гибкой, совкой, приучить понимать и немедленно выполнять все требования спортсмена.
Основное условие при подготовке молодой лошади — это приучить ее к человеку и спортивному режиму. Физическое развитие лошади достигается системой последовательных упражнений: сгибанием позвоночника в вертикальной и горизонтальной плоскостях и работой на движениях, дающих лошади определенную тренировку, развивающих у нее выносливость и способность быстро самоуравновешиваться. Однако эти упражнения' только тогда достигают цели, когда они выполняются умело, правильно и постепенно,чтобы каждое последующее занятие было продолжением предыдущего, а каждое новое требование вытекало из ранее проделанных и хорошо усвоенных лошадью упражнений.
Никакое насилие над организмом молодой лошади и форсирование ее выездки не допускаются.
Первым и важнейшим условием выездки является приведение лошади в уравновешенное состояние под всадником.
Лошади, как и всякому другому животному, присущи природное чувство равновесия и способность инстинктивно перемещать центр тяжести тела так, чтобы не терять устойчивости на ногах при движении или находясь в другом положении, то есть лошадь от природы способна к самоуравновешиванию. Однако, если лошади без подготовки приходится нести на спине всадника, это выводит ее из привычного равновесия и стесняет движения.
Чтобы облегчить самоуравновешивание лошади под всадником, выработать у нее свободу движений и облегчить приемы управления, необходимо у лошади развить мускулы зада и переда; поднять, развить и укрепить в холке мускулы шеи и особенно затылка.
Степень возможного поднятия головы и шеи у лошади зависит от общего ее склада, к чему надо относиться особенно внимательно и осторожно. У правильно сложенной лошади с хорошим поставом шеи нет необходимости поднимать голову и шею, поэтому следует постоянными упражнениями лишь развить и укрепить их мускулы.
От лошади с низким передом, низко поставленной шеей, слабым задом, отставленными задними конечностями не следует требовать слишком многого. При уравновешивании такой лошади необходимо считаться с ее экстерьерными возможностями и не прибегать к излишнему принуждению. Чем лучше будут развиты мускулы переда и зада у лошади, тем легче будет проходить работа по самоуравновешиванию, тем способнее окажется она к быстрым поворотам, к свободным и продолжительным движениям.
Успех выездки тесно связан с требованиями, предъявляемыми к лошади. Поэтому, прежде чем приступить к выездке, необходимо ознакомиться с экстерьером, темпераментом, характером и движениями лошади, чтобы определить, что можно от нее потребовать.
При выездке группы лошадей следует строго учитывать особенности строения каждой лошади, так как предъявление одних и тех же требований к лошадям целой группы может оказаться для отдельной лошади гибельным и повлечь за собой п°рчу конского состава.
Необходимо учитывать, что лошадь обладает отличной памятью, поэтому во время выездки надо дать лошади возможность запомнить каждое предъявленное к ней требование. При этом каждое требование должно сопровождаться всегда одними и теми же способами или приемами воздействия.
Лошадь быстро и хорошо запоминает тон голоса. Поэтому, сопровождая поощрения и наказания соответствующей интонацией голоса, можно легко приучить лошадь запомнить значения того или иного тона. Это облегчает выездку и позволяет в случае неповиновения
не прибегать к хлысту и шпорам.
Ласковое отношение к лошади выражают ее сглаживанием, сопровождаемым голосом. Наказанием для лошади служит резкий окрик с одновременным толчком шенкелями, шпорами или ударом хлыста.
Ласка должна быть своевременной, то есть следовать сразу же за выполнением лошадью предъявленного к ней требования. Одновременно с лаской необходимо прекратить на время работу, дать лошади кусочек хлеба, сахара, чтобы оставить у нее сильное впечатление от последнего исполненного ею требования.
Наказание должно последовать тотчас же за сопротивлением лошади. Оно только тогда достигнет цели, когда будет применено своевременно и только за сопротивление. Всадник, выезжающий лошадь, прежде чем ее наказывать, должен быстро определить причину неисполнения лошадью того или иного требования и наказать ее в том случае, если причиной неисполнения явится нежелание лошади повиноваться. Лошадь должна запомнить, что ее сопротивление совпадет с наказанием, то есть с болевым ощущением
Жестокое наказание или вообще грубое обращение с лошадью совершенно недопустимы.
Необходимо избегать запоздалых поощрений и наказаний, они только приносят вред, сбивая лошадь с толку. В этом случае она не может дать себе отчета в причине полученного ею поощрения или наказания.
Воля всадника передается лошади путем настойчивых, последовательных требований при помощи определенных средств воздействия — уклонов корпуса, шенкелей, поводьев, шпор и хлыста.
Уклоны корпуса всадника способствуют перемещению центра тяжести лошади и облегчают всаднику управление лошадью в различных случаях езды.
Шенкелями всадник посылает лошадь вперед. Повиновение действию шенкелей зависит от степени чувствительности лошади. Эта чувствительность может быть во время выездки, по желанию всадника, увеличена или уменьшена.
Поводьями всадник передает свою волю лошади на беззубый край ее нижней челюсти, язык и углы рта и тем управляет ее передом. Правильным действием удил (трензельного, мундштучного) на беззубый край рта лошади будет такое, от которого она, легко и равномерно упираясь на удила, охотно уступает малейшему их нажиму, не сопротивляясь им и не бросая их.
Хлыст употребляют в начале выездки молодой лошади и при работе в руках, приучая ее к действию шенкелей. Кроме того, хлыст служит для наказания лошади и для посыла ее вперед. Однако к хлысту следует прибегать только подготовленному всаднику и лишь тогда, когда будут исчерпаны все другие средства посыла.
Всадник, выезжающий лошадь, должен отчетливо понимать всю систему выездки, твердо знать все ее приемы и уметь применять их практически.
Спортивная лошадь не должна быть ни тупой (не реагирующей на действие шенкелей), ни чрезмерно чувствительной к шенкелям. Первое очень утомительно для всадника, а второе затрудняет ему управление лошадью, особенно в соревнованиях. Шпоры служат продолжением действия шенкелей, а иногда (короткие и резкие толчки в месте приложения шенкелей) и наказанием лошади за сопротивление.
Средства для выездки лошади
Средствами для выездки лошади служат; трензель, мундштук, хлыст и корда с бичом. Трензельное удило состоит из двух полусогнутых ветвей, подвижно соединенных между собой непосредственно или особым промежуточным звеном. Ветви к наружным своим концам несколько утолщаются и на концах имеют по одному большому, свободно вращающемуся, кольцу для пристегивания трензельных поводьев и крепления к оголовью. Трензельное удило действует давлением на язык, беззубый край нижней челюсти и углы рта лошади.
Мундштук состоит из удила и двух щечек, соединенных с удилом неподвижно. Каждая щечка делится на две части: верхнюю (от верхнего кольца до удила) и нижнюю (от удила до колец для поводьев). У нормального мундштука длина нижней части щечек должна быть больше длины верхней части.
Удила нормального мундштука изготовляются из цельного круглого, гладкого куска железа толщиной примерно в палец и делаются разных размеров, чтобы можно было подобрать удило по ширине рта каждой лошади. Средняя часть удила сделана в виде дуги, лежащей в одной плоскости со щечками мундштука.
На верхних концах щечек имеется по одному кольцу или крючку, за которые мундштук подвешивается к оголовью, и по одному подвижному крючку, служащему для пристегивания мундштучной цепочки, охватывающей нижнюю челюсть лошади. Цепочка при выездке применяется в случае необходимости лишь опытными всадниками и с разрешения тренера. В концах нижней половины щечек имеются подвижные кольца для пристегивания мундштучных поводьев.
Кроме того, на каждой щечке, приблизительно на середине, между удилом и нижним ее концом, имеется по сережке для пристегивания ремешка, продевающегося через особое кольцо подбородной цепочки. Ремешок употребляется в случае, когда лошадь имеет привычку захватывать нижней губой одну из щечек мундштука, стараясь отделаться от давления удила на десну.
Пригонка мундштука, трензеля, мундштучной цепочки и правила пользования ими
Мундштук вкладывается в рот лошади поверх языка вместе с трензельным удилом. Оба удила, мундштучное и трензельное, должны иметь такое положение во рту лошади, чтобы не противодействовать друг другу. Освоение лошадью обоих удил во рту, а также приучение ее к их действию зависит от правильной пригонки.
Трензельное удило должно быть пригнано так, чтобы оно лежало во рту лошади выше мундштучного удила и непосредственно касалось углов рта лошади, чтобы углы рта не имели складок, то есть оно должно находиться посередине между углами рта и мундштучным удилом. Удило, пригнанное выше, будет давить на углы рта, пригнанное ниже — болтаться во рту лошади, вследствие чего лошадь может легко приобрести привычку перекидывать язык через удило, тогда отучить ее от этого очень трудно.
Мундштук по размеру должен соответствовать рту лошади и лежать на беззубом крае нижней челюсти против выемки подбородка, приблизительно на один палец выше клыков или окраек(у кобыл). У лошадей, имеющих склонность опускать голову вниз, мундштучное удило должно быть пригнано несколько выше; у лошадей, которые поднимают голову вверх, — ниже, но так, чтобы оно не касалось зубов.
На правильную пригонку мундштука и трензеля обращают особое внимание. Мундштучное удило во рту лошади пригнано правильно, если концы его несколько выходят с каждой стороны рта лошади (на 0,5 см). Если удило мундштука слишком длинное, то есть когда мундштук широк, то оно или будет двигаться из стороны в сторону, беспокоить десну и язык, или на одной из десен будет лежать не плечо удила, а угол его надъязычной дуги, отчего десны будут ощущать неодинаковое давление мундштука. В результате лошадь будет кривить голову на одну сторону.
Толщина удила и величина надъязычной дуги должны соответствовать толщине языка и степени чувствительности беззубого края рта лошади. Чувствительность зависит от толщины десен (беззубого края), которая, как и толщина слизистой оболочки у лошадей далеко не одинакова. Лошадь с тонкими (острыми) деснами, покрытыми слизистой, обладает большей чувствительностью беззубого края, чем лошадь с толстыми деснами.
Перед тем как выбрать мундштук для лошади, нужно измерить ширину ее рта. В рот лошади поверх языка, в том месте, где должно помещаться удило мундштука, вкладывают небольшую, толщиной примерно в палец, деревянную палочку, чтобы ее концы выходили с обеих сторон рта лошади. Палочку держат так, чтобы выпрямленные указательные пальцы рук приходились с обеих сторон рта, не прижимаясь к губам лошади, и определяли нужное положение щечек мундштука. На палочке отмечают расстояние между указательными пальцами, которое и будет определять ширину мундштучного железа для данной лошади.
Измерив ширину рта лошади, такой же палочкой определяют высоту нижней челюсти. Для этого указательный палец левой руки просовывают под язык лошади в том месте, где должно лежать удило, а указательный палец правой руки прикладывают к выемке подбородка. Расстояние между указательными пальцами покажет высоту нижней челюсти, которая в свою очередь определит ширину канала рта лошади. Эта ширина нормально равна трем четвертям высоты нижней челюсти. Ширина канала рта лошади установит необходимую ширину мундштучной дужки, высота которой зависит от толщины языка и его мясистости.
Правильно пригнанный мундштук должен лежать на беззубом крае рта плечами удила так, чтобы язык не распластывался под удилом мундштука и не покрывал десну беззубого края. Языку надо дать какое-то пространство, а этому служит дужка мундштука. Чем толще и мясистое язык, тем выше должна быть дужка.
Лучшая конструкция мундштучной цепочки — двойная, кольчужная. Ее длина должна быть примерно в полтора раза больше удила. Нормально цепочка пригоняется так, чтобы она помещалась в выемке подбородка, а при наборе мундштучных поводьев нижние концы щечек мундштука отходили несколько назад от разреза рта лошади. Чем дальше отходят щечки, тем слабее должна быть пригнана цепочка. Отклонение щечек от разреза рта не должно превышать 45°. Цепочка пригнана нормально, если под ней свободно проходит два пальца. У лошадей с чувствительным ртом цепочка пригоняется слабее, с малочувствительным — туже.
Действие мундштука и трензеля
Мундштук будет тогда соответствовать своему назначению, когда мундштучные поводья при набирании их всадником образуют прямой угол со щечками мундштука. В этом случае усилия рук всадника будут полностью восприняты лошадью.
При езде цепочкой ее надо пригонять настолько слабо, чтобы она дала возможность верхним кольцам щечек отойти от вертикального положения. Это позволит всаднику не опускать слишком низко руки при стремлении сохранить прямой угол между направлением повода и щечками мундштука. Мундштук должен всегда лежать на одних и тех же местах беззубого край нижней челюсти лошади. Действие мундштука постоянно на одно и то же место быстрее усваивается лошадью, ей легче запомнить, какое Движение она должна исполнить после определенного воздействия на беззубый край одной из сторон нижней челюсти.
Мундштук действует каждый раз на одно и то же место одним и тем же приемом, приучая лошадь исполнять после определенного ощущения нужное движение. Поэтому при правильной пригонке мундштук позволяет всаднику передавать на беззубый край рта лошади малейшее движение его руки. Мундштук в руках искусного всадника является орудием тонкого управления.
Трензельное удило давит на язык, на беззубый край нижней челюсти и углы рта лошади. Физическое ощущение, которое испытывает она от воздействия трензельного удила на ее рот, колеблется от самой легкой до очень сильной боли. Если сила воздействия удила не соответствует чувствительности рта лошади, нельзя достигнуть полного повиновения ее всаднику при выездке или управлении. Наоборот, лошадь возбуждается к энергичной самозащите и очень долго не может успокоиться. Когда же воздействие удил происходит в строгом соответствии с чувствительностью рта лошади и с определенными приемами, то у нее постепенно, путем привычки отвечать на одинаковые ощущения необходимыми движениями, вырабатывается рефлекс, чем достигается подчинение ее воле всадника.
При выездке молодой лошади, которая еще не имела во рту удил, особенно важно, чтобы всадник был ласков с нею, терпелив и опытен.
Мундштучное удило своим рычажным действием, более слабым при отстегнутой цепочке, также влияет на беззубый край нижней челюсти лошади, оно должно находиться несколько ниже трензельного.
Сила действия мундштука (его строгость) зависит главным образом от отношения длины нижней части щечек к длине верхней их части. На строгость мундштука, кроме того, влияет размер дужки, толщина удила и длина цепочки. Чем точнее дужка соответствует размерам языка, чем тоньше и короче цепочка, тем действие мундштука строже, и наоборот.
Полезным действием мундштука является только поворачивание грызла мундштука на беззубом крае нижней челюсти лошади.
Действием трензеля устанавливают положение шеи и холки, через трензель осуществляется связь руки всадника со ртом лошади. Давлением трензельного удила спортсмен дает лошади необходимую опору на широких аллюрах, а также при езде в поле по пересеченной местности. Поэтому трензель является основным ведущим удилом, при помощи которого всадник направляет и регулирует движение лошади.
Основное назначение мундштука — отработка мягкости рта лошади. Это достигается тем, что она постепенно приучается приоткрывать (сдавать) нижнюю челюсть под давлением мундштука на беззубый край, а также вращением грызла и дужки во рту лошади при наборе поводьев.
При большой выдержке мундштука лошадь вслед за сдачей челюсти сдает в затылке. Это происходит вследствие того, что лошадь не может закрыть рот приближением нижней челюсти к верхней (чему препятствует повернутая натяжением мундштучных поводьев дужка грызла). Тогда лошадь стремится закрыть рот наложением верхней челюсти на нижнюю. Так как верхняя челюсть неподвижна (составляет одно целое с головой), то лошадь движением головы спереди назад в точке соединения головы с первым шейным позвонком (атлантом) ослабляет натяжение поводьев, отчего нижние концы мундштука под собственной тяжестью пойдут вперед вниз, а грызло мундштука — назад, в положение покоя, после чего лошадь закрывает рот. Это. называется сдачей в затылке. Правильная сдача достигается не за счет сгибания шеи, а только сдачей в затылке, затылок остается высшей точкой и своего положения не меняет.
ДВИЖЕНИЕ, АЛЛЮРЫ И ПРЫЖОК
Движения лошади в основном зависят от ее экстерьера и физической силы. Умеренное движение возбуждает у лошади аппетит, улучшает обмен веществ, развивает и укрепляет мышечную систему, благоприятствует правильному функционированию всего организма. Чрезмерное движение действует изнуряюще на мышечную и нервную системы, увеличивает жажду, уменьшает аппетит, ведет к понижению и ослаблению всех жизненных ее отправлений и может привести к полному истощению лошади.
Движения лошади различного характера называются аллюрами. Аллюры бывают естественные и искусственные. Естественные — это те аллюры, к которым лошадь прибегает без всякой специальной выездки, то есть инстинктивно: шаг, рысь, галоп.
Искусственные — это те аллюры, к которым лошадь приучена выездкой (например, испанский шаг, галоп на трех ногах).
Шаг — это аллюр со скоростью 1 км в 10 мин. При движении шагом лошадь отбивает ногами четыре последовательных удара о землю в разное время. Движение на шагу происходит по диагонали: правая передняя — левая задняя, левая передняя — правая задняя; опускание и поднимание ног у лошади происходят в разное время.
В правилах по выездке лошади для соревнований по высшей школе различают; шаг — собранный, средний и прибавленный; рысь — собранная, рабочая, средняя, прибавленная; галоп — собранный, рабочий, средний, прибавленный.
Рысь в зависимости от скорости движения (скорость постановки ног и захвата ими пространства) бывает сокращенная (примерно 1 км в 8 мин), обыкновенная, или рабочая (1 км в 5 мин), и прибавленная (1 км в 3— 3,5 мин).
На сокращенной рыси копыта задних ног лошади становятся на землю сзади следов передних ног или на их место.
На рабочей рыси задние копыта переступают след передних копыт или пятками захватывают место переднего копыта.
На прибавленной рыси задние копыта значительно переступают за след передних копыт. На рыси лошадь поднимает одновременно две ноги по диагонали (накрест). При этом слышно только два удара копыта.
В зависимости от скорости движения галоп может быть манежный, сокращенный (1 км в 5 мин) и полевой (1 км в 2,5 мин). Иногда выделяют также средний галоп и др.
Галоп имеет трехтемповое диагональное движение. У лошади оно может проводиться как с правой, так и с левой ее ноги. При езде направо лошадь следует вести галопом с правой ноги, при езде налево — с левой.
При движении лошади галопом с левой ноги: первый темп —лошадь опирается на правую заднюю ногу, три остальных находятся в воздухе, тяжесть тела лошади перемещена на правую заднюю ногу; второй темп — лошадь передает тяжесть тела на правую диагональ (правая передняя и левая задняя ноги), а правая задняя нога в это время отделилась от земли; третий темп — галоп продолжается с левой ноги, тяжесть тела лошади перемешена на левую переднюю и лошадь опирается ею о землю, а три остальные ноги находятся в воздухе.
Неправильным галопом называется такой, при котором во время езды, например направо, лошадь двигается с правой передней ноги и левой задней (крестит).
Если при движении галопом ездой налево лошадь идет с правой ноги или при езде направо — с левой, то это движение называется контргалопом. Контргалоп применяется только в высшей школе, а при обычной езде он не допускается.
Манежный галоп в выездке применяется как гимнастическое упражнение для выработки равновесия у лошади на галопе и в высшей школе.
На полевом галопе лошади дается большая свобода движений. Она идет широким махом с любой ноги, с вытянутой шеей, сохраняя упор в повод.
Карьер — это самый быстрый галоп. Он имеет те же три темпа, что и другие типы галопа, но ускоренные, почему часто слышатся только два удара.
Иноходь — это аллюр, в котором передняя и задняя ноги одной стороны лошади поднимаются и опускаются на землю одновременно, причем слышны два удара. При этом движении между двумя темпами происходит боковое перемещение центра тяжести попеременно: справа налево и слева направо, что вызывает некоторое раскачивание корпуса лошади в стороны. Скорость иноходи иногда достигает резвости галопа.
Лошадь преодолевает препятствия прыжком. Прыжок лошади скоротечен и измеряется долями секунды. В нем различают три фазы: отталкивание от земли и подъем на препятствие, подвисание над препятствием и опускание на землю за препятствием.
Лошадь, преодолевая в прыжке препятствие, использует инерцию своего тела, мускульную силу и собственную массу. Техника преодоления Препятствий имеет определенную последовательность: подход лошади к препятствию, приготовление к прыжку и отталкивание от земли.
Подходя к препятствию, лошадь, чтобы использовать инерцию своего движения, ускоряет его, чем облегчает прыжок, а также вытягивает шею и опускает голову, чтобы осмотреть препятствие и сделать расчет для правильного прыжка. При подходе к препятствию передние ноги лошади по очереди опускаются на землю. Опираясь на них, лошадь подводит как можно больше под себя задние конечности, которые ставит на землю неодновременно.
Затем происходят отталкивание от земли и подъем над препятствием. При этом взмахом головы и шеи вверх лошадь перемещает назад центр тяжести своего тела так, что на зад лошади переносится почти вся тяжесть ее корпуса. Благодаря перемещению центра тяжести, взмаху головы и шеи, лошадь легко поднимает перед. Одновременно с поднятием переда она выбрасывает передние ноги вперед вверх или убирает их под себя. Затем, энергично выпрямляя задние конечности, делает сильный толчок, разгибает поясницу и поднимается на препятствие. Под влиянием инерции и мускульной силы во время подъема тело лошади повисает в воздухе.
Двигаясь вперед и вверх, лошадь, не дожидаясь окончательного выпрямления задних ног, выбрасывает вперед передние ноги, вытягивает шею и опускает голову насколько это возможно, Чтобы переместить центр тяжести к пёреду, сохранить устойчивость.
При опускании на землю лошадь одновременно с постановкой передних ног на землю поднимает голову и шею, чем смягчает толчок о землю и уравновешивает корпус. При этом она ставит на землю сначала одну из передних ног, затем несколько впереди ставит другую переднюю ногу, после чего около передних ног ставит поочередно задние ноги и продолжает движение.
Длина прыжка (расстояние между ближайшими к препятствию следами передних ног лошади с обеих сторон) составляет в среднем от 3 до 5 м.

Обучение лошади элементам выездки

Принимание (движение в два следа). Лошадь должна быть в сборе с соблюдением постава головы в сторону движения, поэтому сначала нужно добиться того, чтобы лошадь легко и послушно меняла постав головы с одной стороны на другую, сгибаясь при этом в боку. Для этого нужно одним шенкелем действовать строго у подпруги, а другим - несколько сзади, как бы заворачивая заднюю часть лошади вокруг оси Поводом же сгибается передняя часть тела в сторону поворота. После этого лошадь учат откидывать заднюю часть корпуса при работе в руках. Для этого нужно встать около морды, поднять ей голову и шею и мягким воздействием хлыста в области приложения шенкеля заставить ее откинуть заднюю часть корпуса в проти-воположную давлению хлыста сторону, в то же время поводом подавая голову лошади в другую сторону Лошадь должна описать полный круг, при этом задняя часть не должна обгонять переднюю, то есть корпус лошади должен всегда находиться как бы на радиусе этого круга. При движении левая передняя нога должна перекрещиваться с правой и наоборот. После этого можно начинать отработку движения в два следа под седлом.
При отработке сложных элементов выездки лучше соблюдать такую последовательность: перемена ног на галопе, полупируэты, пируэты на галопе, пассаж, пиаффе.

Для отработки смены ног на галопе нужно вначале, подняв лошадь в галоп с левой или правой ноги, пройти несколько темпов, сделать остановку и сразу же поднять лошадь с другой ноги; сделав несколько темпов галопа, снова остановиться и сразу же выслать лошадь в галоп - опять с другой ноги. После того как это упражнение хорошо отработано, нужно усложнить его. вместо остановки переводя лошадь на сокращенную рысь и после нескольких темпов рыси поднимать ее в галоп с другой ноги. После того как лошадь научится переходить на галоп с другой ноги после одного-двух темпов рыси, можно переходить собственно к смене ног на галопе. Лучше всего выполнять это упражнение при заездах, когда лошадь после полувольта подходит к стенке манежа на контргалопе. В момент подвисания, когда все четыре ноги лошади находятся в воздухе, всадник шенкелями высылает лошадь и одновременно меняет постав головы лошади в другую сторону, выдерживая при этом повод Важно соблюдать последовательность требуя от лошади перемену ноги через определенное количество темпов галопа, начиная, например, с перемены через десять темпов и постепенно сокращая до перемены через один темп Нельзя допускать смены ноги через произвольное количество темпов. Даже перемена ноги через четыре темпа очень сложна для лошади, поэтому к перемене ног через три, два и один темп можно переходить, когда перемена ног через четыре темпа выполняется четко и безотказно. От всадника требуется большая собранность и четкая посадка, любое качание туловища может сбить лошадь с правильного движения. Перед этим должно быть отработано движение собранным галопом и подъем лошади в галоп с места.

Пируэты и полупируэты
- это повороты на полный круг либо на половину круга на шагу и на галопе. При выполнении пируэта лошадь должна двигаться тем же аллюром, что и до начала выполнения упражнения, только передние ноги начинают шагать чуть шире, а задние отбивают темп движения на месте или описывая маленький круг. После окончания пируэта лошадь должна продолжить движение тем же аллюром Важно следить и за соблюдением ритма движения, который также должен оставаться неизменным.

Отработку полупируэта начинают с полувольта и принимания. Если лошади знакомы оба эти упражнения, нужно начинать делать принимания на полувольту, постепенно сокращая круг. После того как лошадь овладеет полупируэтом, можно начинать выполнение принимания на вольту, постепенно его сокращая. Больше одного раза подряд пируэт выполнять не стоит, поскольку упражнение это очень сложное и утомительное для лошади. Начинать работу над пируэтом на галопе можно только тогда, когда лошадь хорошо выполняет принимания и может идти очень сокращенным галопом, доведенным почти до движения в темпе галопа на месте. Начинать галоп нужно обязательно с той ноги, в сторону которой осуществляется поворот на пируэте. За полный круг пируэта лошадь должна сделать шесть темпов галопа, чтобы сохранить правильный ритм движения. Нельзя допускать, чтобы задние ноги просто поворачивались на месте, задними ногами лошадь также должна отбивать темп галопа. Темп движения задних ног регулируют внутренним шенкелем, тогда как наружный не дает задним ногам уйти в сторону.

Чтобы начать выполнение полупируэта или пируэта на шагу, нужно, ведя лошадь сокращенным шагом, сделать ей постановление в сторону поворота и в момент, когда лошадь поставит на землю наружную ногу и вынесет внутреннюю, набрать повод, прекратив движение вперед, подать корпус и руки в сторону поворота, тем самым вынудив лошадь поставить внутреннюю переднюю ногу не вперед, а в сторону, начав движение по кругу. Наружным шенкелем нужно удерживать на месте задние ноги лошади, не давая ей начать вольт, двинувшись задними ногами следом за передними. Задние ноги должны обязательно отбивать на месте темп шага, пропуск хотя бы одного темпа считается ошибкой.

Едва ли не самые красивые и зрелищные элементы выездки - пассаж и пиаффе. Для многих лошадей пассаж является естественным движением, но приучать к выполнению этого элемента, как и пиаффе, на основе прирожденных склонностей лошади нельзя. Результатом этого будет, с одной стороны, небрежное выполнение этих упражнений, а с другой стороны, то, что лошадь начнет повторять эти элементы без требования всадника - лишь от небольшого возбуждения или от легкой поддержки шенкелей. Только тогда, когда лошадь научится правильно двигаться собранной рысью, от нее можно требовать исполнения пиаффе и пассажа.

Выполнению пассажа лошадь можно научить несколькими разными способами - с шага, с рыси и при переводе с рыси на шаг. При отработке пассажа первым методом лошадь переводят с шага на сокращенную рысь, активно высылая шенкелем и сдерживая движение вперед поводьями, вынуждая лошадь сократить захват пространства передними ногами и резче выносить их вверх. При отработке пассажа с сокращенной рыси также усиливают посыл шенкелями, одновременно сдерживая лошадь трензельным и мундштучным поводьями. Не имея возможности продвигаться вперед, лошадь начнет сильнее сгибать конечности в суставах и энергичными толчками будет как бы выталкивать себя вверх. При отработке пассажа с переводом лошади с рыси на шаг в момент окончания сокращенной рыси всадник поводьями и энергичным воздействием шенкеля не дает лошади опустить голову и шею, не давая в то же время возобновить поступательное движение рысью. Шенкелями действуют попеременно, действие правого шенкеля усиливают, когда лошадь опускает на землю правую переднюю ногу, а действие левого, когда она опускает левую переднюю. В начале отработки упражнения следует поощрить лошадь и отдать ей поводья, как только она сделает один-два темпа пассажа. После усвоения движения пассажем по прямой можно переходить к вольтам и заездам.

Пиаффе отрабатывается путем сокращения пассажа Постепенно сводя поступательное движение к минимуму, всадник энергичным действием шенкелями вынуждает лошадь сохранить прежний темп движения, но выполнять его на месте. Как и пассаж, пиаффе можно начинать отрабатывать с шага Если вначале действия шенкелей и повода должны быть довольно сильными, то при последующей отработке и закреплении приемов нужно постепенно смягчать работу поводьев, добиваясь того, чтобы лошадь выполняла необходимые требования даже при очень легком и мягком воздействии.

Следует помнить, что выполнение искусственных движений при выездке для лошади очень утомительно и дает большую нагрузку на легкие, так что неумелое чередование отдыха и нагрузки, излишнее увлечение долгим выполнением сложных элементов, несоблюдение последовательности усложнения элементов может привести к таким заболеваниям, как эмфизема легких. Поэтому выполнение таких элементов, как пиаффе, пассаж, смена ног не должно превышать в среднем минуты с последующим свободным движением шагом или рысью не менее 2-5 минут. Подготовка лошади к сложным элементам выездки требует большого времени и систематической работы, а также долгих подготовительных упражнений даже если вы не стремитесь участвовать в каких-нибудь, пусть даже любительских, соревнованиях, лошадь, которая умеет сдавать в затылке и мягко уступать действию повода, доставит вам в езде куда большее удовольствие.

Принимание (боковые движения, работа в два следа) — общее название нескольких манежных упражнений, при которых лошадь движется одновременно вперед и в сторону, при этом ноги ее перекрещиваются. На соревнованиях в программы входят уступка шенкелю (боковое движение с обратным постановлением, когда лошадь смотрит в сторону, противоположную направлению движения и без бокового сгибания), траверс (лошадь идет вдоль средней линии или стенки манежа под углом около 30°, при этом ее корпус согнут вокруг внутреннего шенкеля и направлен в сторону движения, а наружные ноги лошади перекрещиваются впереди внутренних), ранверс (движение обратное траверсу, при котором лошадь движется под тем же углом к прямой линии, но при этом ее передняя часть отклонена во внутреннюю сторону, а внутренние ноги перекрещиваются впереди наружных), и, наконец, движение плечом внутрь, при котором лошадь также двигается под углом 30° к прямой линии, переступая внутренними ногами впереди наружных. При этом корпус ее слегка согнут вокруг внутреннего шенкеля, а голова повернута в сторону, противоположную направлению движения. Правильное выполнение боковых движений требует продуманной, сложной и кропотливой подготовительной работы, но именно от качества выполнения упражнений этой группы зависит, в конечном итоге, уровень выступления, поскольку большая часть элементов высшей школы верховой езды построена на боковых движениях Разновидностью боковых движений является плие — манежное упражнение, исполняемое на галопе в положении плечом внутрь. При этом лошадь согнута в направлении движения, передние ноги сдвинуты внутрь манежа, внутренние ноги ступают впереди наружных. Это упражнение дает особенно большую нагрузку на ноги лошади, поэтому выполняется с частой переменой направления и непродолжительное время.

В программу соревнований по выездке включается также пируэт — лошадь при движении описывает круг диаметром, равным длине корпуса лошади. Лошадь должна быть слегка согнута в направлении поворота. При этом передние и наружная задняя нога двигаются вокруг внутренней задней, являющейся осью поворота. На каждом такте движения внутренняя задняя нога поднимается и опускается точно в свой след. Выполняют пируэт на шагу или на галопе в состоянии сбора лошади, а также на пиаффе. Кроме полного пируэта, выполняется еще полупируэт, при котором лошадь выполняет поворот не на полный круг, а на половину круга.

Еще один элемент высшей школы — пассаж. Пассаж представляет собой очень собранную, укороченную и ритмичную рысь. Плавные четкие движения диагональных пар ног создают впечатление медленного, ритмичного танца. При правильном выполнении пассажа край копыта поднятой передней ноги достигает уровня середины пясти, а задней — несколько переходит границу путового сустава. Несмотря на то, что пассаж — укороченная, собранная рысь, при движении должен присутствовать элемент подвисания, лошадь должна двигаться с хорошим импульсом и в очень точном ритме. Изредка встречаются лошади, от природы способные к такому движению и выполняющие пассаж при свободном беге.

ПРАВИЛА ВЫЕЗДКИ
В России действуют программы по выездке, соответствующие международным правилам соревнований. Во все программы входит езда основными аллюрами - шагом, рысью и галопом и выполнение на них манежных фигур.
Большое значение придается правильности выполнения основных аллюров, их четкому ритму. На всех аллюрах лошадь должна идти энергично, без излишней торопливости или замедленности движений. Движения гибкие, непринужденные, спина лошади эластично колеблется под весом всадника. Переходы с одного аллюра на другой, а также изменение скорости движения выполняются точно в местах, предусмотренных программой езды - быстро, но не резко. Ритм аллюра четко сохраняется до остановки или перехода на другой аллюр.
На остановке лошадь стоит спокойно и неподвижно, ровно на всех ногах, в готовности по первому требованию всадника начать движение. Осаживание выполняется по прямой линии на число шагов, предусмотренное программой. При выполнении боковых движений корпус лошади равномерно сгибается от головы до хвоста вокруг шенкеля всадника. При движении вдоль стены отклонение от нее составляет около 30 °. Если при боковом движении голова лошади обращена к стене, оно называется траверс. Если же передняя часть лошади отклонена внутрь манежа, а хвост обращен к стене, упражнение называется ранверс. При принимании по диагонали манежа корпус лошади остается все время почти параллельным боковой стенке.
Элементами высшей школы верховой езды являются пируэт (полупируэт) на галопе, перемена ног на галопе через один или два темпа, пассаж и пиаффе. Пируэт - круг, выполняемый в два следа, радиусом, равным длине корпуса лошади. Лошадь двигается собранным галопом вокруг одной из задних ног, которая переступает почти на месте, четко отбивая такт движения. Пируэт или полупируэт (полукруг) выполняется и на собранном шагу; это упражнение входит во все программы по выездке.
Пассаж- короткая собранная и очень ритмичная рысь. Лошадь сильно сгибает запястные и скакательные суставы, высоко поднимая диагональные пары ног и как бы задерживая их в воздухе, из-за чего фаза подвисания выражена особенно четко. Эти движения эластичны и элегантны настолько, что, кажется, лошадь не касается земли.
Пиаффе - элемент, выполняемый на месте. Как и при пассаже, лошадь поднимает переднюю ногу до высоты половины пясти, а заднюю - до одной трети плюсны опирающейся ноги, но при этом не сдвигается с места. Переходы от пассажа к пиаффе и обратно должны быть легкими и плавными.
Независимо от сложности выполняемой программы всадник должен продемонстрировать легкость, непринужденность и гармоничность движений лошади, правильность ее реакции на воздействия средствами управления, которые должны быть почти незаметными, чтобы у зрителей создавалось впечатление, будто лошадь самостоятельно выполняет все упражнения.
Выступления участников международных соревнований по выездке оценивает коллегия из пяти судей, которые находятся в специальных кабинах в 5 м от короткой стороны манежа.
Всадник въезжает в манеж, останавливается на средней линии на указанной в программе точке и п

0

2

ГЛАВА I. Выездка

Статья 401 Цель и основные принципы выездки

1. Целью Выездки является гармоничное развитие физических возможностей и способностей лошади. В результате выездки она становится спокойной, уступчивой, гибкой и эластичной, раскрепощенной и послушной, и в то же время доверчивой, внимательной и энергичной, что позволяет достичь полного взаимопонимания между всадником и его лошадью.

Вышеперечисленные качества проявляются в следующем:

2. Свобода и равномерность аллюров.
Гармоничность, легкость и непринужденность движений;
Легкость переда и подведение задних конечностей, что обеспечивает живой импульс;
Принятие повода при постоянном повиновении, без какой-либо напряженности или сопротивления.

3. Таким образом, создается впечатление, что лошадь самостоятельно выполняет то, что от нее требуется. Уверенная и внимательная, она охотно подчиняется всаднику, оставаясь при этом абсолютно прямолинейной при любом движении по прямой и сгибаясь соответственно дуге или окружности при движении по изогнутым линиям.

4. Шаг лошади – равномерный, свободный и непринужденный. Рысь – свободная, эластичная, ритмичная, стабильная и активная. Галоп – правильный, легкий, с выраженной каденцией. Задние конечности всегда активны и реагируют на малейшее требование всадника, активизируя все остальные части тела лошади.

5. Благодаря живому импульсу и гибкости в суставах, освобожденных от парализующего действия сопротивления, лошадь повинуется охотно и без колебаний. Она отвечает на различные действия средств управления всадника спокойно и точно, демонстрируя естественное и гармоничное равновесие, как физическое, так и психическое.

6. При любом виде работы и даже во время остановки, лошадь должна быть “в поводу”. По определению, лошадь находится “в поводу”, когда ее шея более или менее приподнята и округлена – соответственно уровню подготовленности и степени собранности или прибавления аллюра; она принимает повод, поддерживая через него легкий и мягкий контакт (с рукой всадника) и демонстрируя полное повиновение.
Положение головы лошади должно быть стабильным, при этом нос, как правило, находится слегка впереди от отвеса. Затылок раскрепощен и является высшей точкой шеи. Лошадь не должна оказывать никакого сопротивления всаднику.

7. Каденция (темпо-ритм) проявляется на рыси и является результатом естественной гармонии, свойственной лошади, когда она движется рысью, демонстрируя при этом отчетливую равномерность аллюра, импульс и равновесие.
Каденция должна поддерживаться на всех видах рыси и при исполнении любых упражнений на рыси.

8. Ритм, который лошадь сохраняет на всех аллюрах, является основой Выездки.

Статья 402. Остановка

1. При остановке лошадь должна стоять прямолинейно и неподвижно, с подведенным задом, сохраняя внимательность и готовность чутко ответить на требования (всадника). Её вес должен равномерно распределяться на все четыре ноги, стоящие попарно одна около другой. Шея должна быть приподнята, затылок - высшая точка, нос - слегка впереди от отвеса. Оставаясь “в поводу” и поддерживая легкий и мягкий контакт с руками всадника, лошадь может спокойно отжевывать железо, сохраняя состояние готовности начать движение вперед по малейшему требованию всадника.

2. Остановка осуществляется посредством смещения центра тяжести ближе к задним конечностям лошади за счет усиления воздействия седалища и шенкелей всадника, посылающих лошадь на все более ограничивающий движение, но мягкий повод. За счет этого достигается почти мгновенная, но не резкая остановка в заранее определенном месте. Предваряет остановку серия полуодержек (см. переходы).

Статья 403. Шаг

1. Шаг - это марширующий аллюр, при котором соприкосновение копыта каждой ноги с грунтом происходит четко в четыре такта, следующих равномерно один за другим; темп при этом хорошо выражен и поддерживается таковым в течение всей работы на шагу.

2. Если односторонние передняя и задняя ноги лошади отрываются от земли и ставятся почти одновременно, то шаг становится близким к иноходи. Такая неправильность шага, которая может привести к настоящей иноходи, является серьезным пороком аллюра.

3. Различают: Средний, Собранный, Прибавленный и Свободный шаг. Должна прослеживаться четкая выраженность каждого аллюра.

3.1 Средний шаг. Четкий, равномерный и непринужденный шаг с умеренным “расширением”. Лошадь, оставаясь “в поводу”, идет энергично, но спокойно, шаги равномерные и четкие, копыта задних ног ставятся на землю впереди отпечатков копыт передних ног. Всадник поддерживает постоянный, мягкий и легкий контакт со ртом лошади, позволяя голове и шее лошади свободно двигаться.
3.2. Собранный шаг. Лошадь, оставаясь “в поводу”, смело движется вперед. Шея ее приподнята и округлена, при этом лошадь отчетливо «несет себя» сама. Голова лошади близка к отвесу, при этом поддерживается легкий контакт со ртом. Задние конечности подведены, скакательные суставы активны. Аллюр должен оставаться марширующим и энергичным, с правильной последовательностью перестановки ног. Каждый шаг характеризуется меньшим захватом пространства, а ноги поднимаются выше, чем это имеет место на среднем шагу, потому что сгибание всех суставов более выражено. Чтобы собранный шаг не стал заторопленным или неправильным, он должен быть короче, чем средний, но в то же время более активным.
3.3. Прибавленный шаг. Лошадь захватывает максимально возможное пространство, шаги остаются равномерными и не заторопленными. Копыта задних ног ставятся на землю отчетливо впереди отпечатков копыт передних ног. Всадник позволяет лошади вытянуть шею и голову, не теряя, однако, контакта с ее ртом.
3.4. Свободный шаг. Это аллюр для отдыха, на котором лошади позволяется полностью вытянуть и опустить шею с головой.

Статья 404. Рысь

1. Рысь - это аллюр “в два такта” с попеременным выносом диагональных ног (левая передняя и правая задняя, и наоборот), разделенным фазой подвисания.

2. Свободное, энергичное и равномерное движение рысью должно начинаться сразу после посыла, без какого бы то ни было колебания.

3. Качество рыси оценивается по общему впечатлению, равномерности и эластичности темпов. Все это достигается благодаря эластичности спины, хорошему подведению зада и способности поддерживать постоянный ритм и естественное равновесие, в том числе после перехода от одного вида рыси к другому.

4. Различают: Рабочую рысь, Удлинение темпов рыси, а также Собранную, Среднюю и Прибавленную рысь.
4.1. Рабочая рысь. Это промежуточный аллюр между собранной и средней рысью, когда лошадь, еще недостаточно подготовленная к тому, чтобы идти в сборе, сохраняет при движении вперед хорошее равновесие и, оставаясь “в поводу”, демонстрирует равномерные, эластичные движения и хорошую активность скакательных суставов. Выражение “хорошая активность скакательных суставов” подчеркивает важность импульса, идущего от активных задних конечностей.
4.2. Удлинение темпов. На соревнованиях для четырехлетних лошадей требуется показать "удлинение темпов рыси". Это промежуточный аллюр между рабочей и средней рысью, когда лошадь еще недостаточно подготовлена, чтобы идти средней рысью.
4.3. Собранная рысь. Лошадь, оставаясь “в поводу”, продвигается вперед с поднятой и округленной шеей. Активная работа скакательных суставов подведенных задних ног поддерживает энергичный импульс, раскрепощая плечи лошади и обеспечивая большую свободу и легкость их перемещения в любом направлении. Темпы короче, чем при любом другом виде рыси, но движения лошади более легкие, и сама она более мобильна.
4.4. Средняя рысь. Это промежуточный аллюр между рабочей и прибавленной рысью, но более “округленный”, чем последняя. Лошадь продвигается вперед четкими, умеренно широкими темпами с выраженным импульсом, идущим от задних ног и отвечающим характеристикам, определенным для рабочей рыси. Всадник позволяет лошади, идущей “в поводу”, несколько вытянуть нос вперед от отвеса по сравнению с собранной и рабочей рысью, и в то же время дает ей возможность слегка опустить голову и шею. Темпы должны быть равномерными, а само движение - уравновешенным и непринужденным.
4.5. Прибавленная рысь. Лошадь захватывает как можно больше пространства. Сохраняя постоянную каденцию, она, благодаря сильному импульсу, идущему от задних ног, максимально удлиняет шаги. Всадник дает возможность лошади, остающейся “в поводу”, но не “ложащейся” на него, удлинить “рамку” и двинуться вперед. Копыта передних ног должны опускаться на землю в той точке, на которую они как бы нацелены. Движения передних и задних ног должны быть схожими (параллельными). Движение в целом должно быть хорошо сбалансированным, а переход в собранную рысь - плавным, - за счет смещения центра тяжести к задним ногам.
5. Все виды рыси выполняются сидя в седле, кроме случаев, специально оговоренных в соответствующих тестах.

Статья 405. Галоп

1. Галоп - это аллюр “в три такта” когда, например, при галопе с правой ноги имеется следующая последовательность касания земли: левая задняя, затем левая диагональ (одновременно левая передняя и правая задняя), затем правая передняя. Перед следующим тактом галопа следует фаза подвисания, когда все четыре ноги лошади находятся в воздухе.

2. Лошадь должна подниматься в галоп сразу, без колебания, причем с момента подъема галоп должен быть легким, с выраженной каденцией и равномерными темпами.

3. Качество галопа оценивается по общему впечатлению, равномерности и легкости трехтактного аллюра (обусловленных принятием повода при свободном затылке и подведением задних ног при активной работе скакательных суставов), а также по способности лошади сохранять постоянство ритма и естественное равновесие, даже после перехода из одного вида галопа в другой. При движении по прямой линии лошадь всегда должна сохранять прямолинейность.

4. Различают: Рабочий галоп, Удлинение махов галопа, а также Собранный, Средний и Прибавленный галоп.
4.1. Рабочий галоп. Это промежуточный аллюр между собранным и средним галопом. Лошадь, еще не достаточно подготовленная для выполнения собранного галопа, демонстрирует достаточную уравновешенность и, оставаясь “в поводу”, движется вперед равномерными легкими темпами, с каденцией и активной работой скакательных суставов. Выражение “активная работа скакательных суставов” подчеркивает важность импульса, идущего от активных задних ног.
4.2. Удлинение махов. На соревнованиях для четырехлетних лошадей требуется показать "удлинение махов галопа". Это
промежуточный аллюр между рабочим и средним галопом, когда лошадь еще недостаточно хорошо обучена движению на среднем галопе.
4.3. Собранный галоп. Лошадь, оставаясь “в поводу”, движется вперед с приподнятой и округленной шеей. Собранный галоп отличается легкостью переда и подведением задних ног, т.е. характеризуется свободой, подвижностью и гибкостью в плечевом поясе и очень высокой активностью задних ног. Темпы галопа короче, чем при любом другом виде галопа, но лошадь более легка и подвижна.
4.4. Средний галоп. Это промежуточный аллюр между рабочим и прибавленным галопом. Лошадь движется вперед свободными, уравновешенными и умеренно расширенными махами, демонстрируя четко выраженный импульс, идущий от задних ног. Всадник позволяет лошади, остающейся “в поводу”, несколько вытянуть нос вперед по сравнению с собранным или рабочим галопом, давая ей в то же время возможность слегка опустить голову и шею. Махи должны быть длинными и как можно более равномерными, а само движение – уравновешенным и непринужденным.
4.5. Прибавленный галоп. Лошадь движется с максимально возможным захватом пространства. Сохраняя прежний ритм, она до предела удлиняет махи благодаря сильному импульсу, идущему от задних ног, не теряя в то же время спокойствия, легкости и прямолинейности. Всадник дает возможность лошади, остающейся “в поводу”, но не “ложащейся” на него, удлинить “рамку” и двинуться вперед. Движение в целом должно быть хорошо сбалансированным, а переход в собранный галоп - плавным, - за счет смещения центра тяжести к задним ногам.
4.6. Контргалоп. Это движение, при котором лошадь, находящаяся в сборе, движется в равновесии. Лошадь идет галопом, сохраняя правильную очередность, когда внешняя передняя нога опережает сторону ведущей ноги. Задние ноги лошади идут по следу передних.
4.7. Простая перемена ноги на галопе. При выполнении этой перемены лошадь с галопа сразу переводится в шаг и после трех - пяти шагов поднимается в галоп с другой ноги.
4.8. Перемена ноги в воздухе. Эта перемена ноги выполняется в фазе подвисания, следующей за каждым темпом галопа. Перемены ног в воздухе могут также исполняться сериями, например в 4, 3, 2 темпа или в один темп. Лошадь, даже при менке ног в сериях, должна оставаться спокойной, сохранять легкость и прямолинейность, живой импульс, постоянство ритма и равновесия в продолжение всей серии. Чтобы не затруднять легкость и плавность исполнения менки ног в сериях, следует создать достаточный импульс.

Статья 406. Осаживание

1. Осаживание - это симметричное движение назад, при котором ноги лошади поднимаются и опускаются диагональными парами. Все ноги должны подниматься достаточно высоко, а задние ноги не должны отклоняться от прямой линии.

2. Во время выполнения упражнения лошадь должна оставаться “в поводу”, сохраняя готовность в любой момент двинуться вперед.

3. Серьезными ошибками являются: начало осаживания до сигнала всадника или заторопленность, сопротивление поводу и уход от него, отклонение задних ног от прямой линии, слабая активность задних ног, а также движение назад с широко расставляемыми задними ногами или “волочением” передних ног.

4. После выполнения положенного количества шагов назад лошадь должна показать а) остановку или б) немедленное движение вперед требуемым аллюром.

5. Серия осаживаний - это последовательность из двух осаживаний и движения шагом между ними. Выполнение элемента должно сопровождаться быстрыми переходами и исполнением требуемого количества шагов.

Статья 407. Переходы

Изменения аллюра и скорости должны быть четко показаны у заданной буквы. Каденция (темпо-ритм) аллюра должна сохраняться до момента его изменения или до остановки. Должна быть показана четкая выраженность переходов в пределах аллюра с сохранением прежнего ритма и каденции. Лошадь должна оставаться в легком поводу, спокойной и сохранять правильное положение. То же относится и к переходам от одного движения к другому, например, из пассажа в пиаффе и обратно.

Статья 408. Полуодержка

Каждое движение или переход должны предваряться незаметной со стороны полуодержкой. Полуодержка - это почти одновременное, координированное воздействие седалища, ног и рук всадника, предпринимаемое с целью повысить внимание и улучшить равновесие лошади перед выполнением упражнений или переходов из аллюра в аллюр, а также перед выполнением прибавлений и сокращений. Слегка смещая свой вес назад, всадник облегчает тем самым подведение задних ног лошади под корпус, способствуя достижению равновесия “на заду”, легкости переда и улучшению равновесия лошади в целом.

Статья 409. Перемены направления

1. При переменах направления сгибание лошади должно соответствовать кривизне описываемой линии, при этом лошадь должна оставаться раскрепощенной и выполнять команды всадника без какого-либо сопротивления или изменения аллюра, ритма или скорости движения. 

2. Перемены направления могут быть выполнены следующими способами:

а) Поворот под прямым углом, включая прохождение углов манежа (четверть круга диаметром около 6 метров);
б) Короткая и длинная диагональ;
в) Полувольты и полукруги;
г) Полупируэты и повороты на заду;
д) Петли серпантина;
е) Контрперемены на зигзаге*. Лошадь должна быть прямой в момент перемены направления.

* Зигзаг - движение, включающее более двух приниманий с переменой направления.

Статья 410. Фигуры

В тестах по выездке (ездах) имеют место следующие фигуры: вольты, серпантины и восьмерки.

1. Вольт
Вольт - это круг диаметром 6, 8, или 10 метров. При диаметре больше 10 метров используется термин “Круг” с указанием его диаметра.

2. Серпантин
Серпантин состоит из полукругов, соединенных прямой линией. При пересечении центральной линии корпус лошади должен быть параллельным короткой стороне манежа. Длина прямой линии, соединяющей полукруги, зависит от их размера. Серпантины с одной петлей по длинной стороне манежа выполняются на расстоянии 5 или 10 метров от исходной линии. Серпантины вокруг центральной линии выполняются между четвертями линий.

3. Восьмерка
Эта фигура состоит из двух соединенных друг с другом в восьмерку вольтов или кругов одинакового размера, соответствующего указанному в схеме езды (тесте). В середине фигуры, непосредственно перед сменой направления, всадник должен в какой-то момент выпрямить лошадь.

Статья 411. Уступка шенкелю

1. Целью элемента “уступка шенкелю” является:
Демонстрация податливости и повиновения лошади на боковых движениях.

2. Упражнение выполняется на рабочей рыси. Лошадь остается почти прямой, за исключением легкого постановления в затылке в сторону, обратную направлению движения. Всадник при этом должен видеть угол глаза и ноздрю лошади со стороны постановления. Внутренние ноги перемещаются впереди наружных ног, перекрещиваясь с ними. Уступка шенкелю может исполняться “на диагонали”, когда корпус лошади должен оставаться практически параллельным длинной стенке манежа, хотя передняя часть при этом должна быть несколько ведущей по отношению к заду. Упражнение также может исполняться “вдоль стенки”, - в этом случае корпус лошади должен располагаться под углом, примерно, в 35 градусов относительно направления ее движения.

Статья 412. Боковые движения

1. Основной целью боковых движений является развитие подведения зада, увеличение активности задних ног и, тем самым, степени сбора.

2. На всех боковых движениях - плечом внутрь, траверс, ранверс, принимание, - лошадь слегка согнута, а ее передние и задние ноги движутся по двум различным траекториям (следам).

3. Сгибание или постановление никогда не должны быть настолько чрезмерными, чтобы из-за этого нарушились равновесие и плавность выполняемого движения.

4. На боковых движениях аллюр должен оставаться свободным и равномерным, поддерживаться постоянством импульса, при этом движения должны быть эластичными и уравновешенными, с сохранением каденции. Импульс часто теряется из-за того, что всадник считает своей главной задачей сгибать лошадь и толкать ее вбок.

5. Плечом внутрь. Упражнение выполняется на собранной рыси. Лошадь слегка согнута вокруг внутреннего шенкеля всадника, сохраняя каденцию и постоянный угол изгиба примерно 30 градусов. Внутренняя передняя нога лошади проносится перед ее наружной ногой, перекрещиваясь с ней. Внутренняя задняя нога под тяжестью веса лошади ступает вперед, следуя по следу внешней передней ноги и опуская бедро внутренней ноги. Лошадь изогнута в сторону, противоположную направлению движения.

6. Траверс. Это упражнение может выполняться на собранной рыси или собранном галопе. Лошадь слегка согнута вокруг внутреннего шенкеля всадника, но с более большим углом, чем при исполнении "плечом внутрь". При выполнении траверса постоянный угол изгиба, который должна демонстрировать лошадь, равен примерно 35 градусов. Перед лошади остается на месте, а зад перемещается внутрь. Наружные ноги лошади проносятся впереди внутренних ног, перекрещиваясь с ними. Лошадь изогнута в направлении движения. Чтобы начать движение траверсом, задние ноги лошади должны уйти со следа (с исходной линии, по которой движется лошадь), или, в случае, если траверс выполняется после прохождения угла или круга, - не должны возвращаться на исходную линию. По окончании выполнения траверса задние ноги возвращаются на след без какого-либо обратного постановления шеи/затылка, так же как при завершении круга.

7. Ранверс. Это движение, обратное траверсу. Зад лошади остается на месте, а перед перемещается внутрь. По окончании выполнения ранверса перед лошади выравнивается на исходной линии с задом. Все остальные принципы и требования такие же, как и при исполнении траверса.
Лошадь слегка согнута вокруг внутреннего шенкеля всадника Наружные ноги лошади проносятся впереди внутренних ног, перекрещиваясь с ними. Лошадь изогнута в направлении движения.

8. Принимание. Это вариант “траверса”, выполняемый “на диагонали” вместо движения “вдоль стенки”. Это упражнение может выполняться на собранной рыси или собранном галопе. Лошадь должна быть слегка изогнута в направлении движения и согнута вокруг внутреннего шенкеля всадника. Лошадь должна сохранять постоянную каденцию от начала и до конца упражнения. Чтобы обеспечить плечам большую свободу и подвижность очень важно поддерживать импульс, что особенно относится к подведению внутренней задней ноги. Туловище лошади почти параллельно длинной стороне манежа. Передняя часть лошади слегка опережает зад.
На рыси наружные ноги проносятся впереди внутренних ног, перекрещиваясь с ними. На галопе движение состоит из направленных вперед и вбок высоких махов.

Статья 413. Поворот на заду, пируэт и полупируэт

1. Поворот на заду, выполняемый с остановки и заканчивающийся остановкой (180 градусов)
В начале поворота разрешено сделать 1-2 шагов вперед. Выполняя поворот, лошадь движется вокруг точки, около которой ставится ее внутренняя задняя нога, сохраняя при этом четкое движение шагом в четыре такта. Передние ноги и наружная задняя нога движутся вокруг внутренней задней ноги, которая поднимается и опускается в направлении центра тяжести лошади с сохранением ритма движения и ставится на землю в одной и той же точке или несколько впереди нее. По завершении поворота, прежде чем остановить лошадь, её возвращают на исходную линию движением “вперед-вбок”. Лошадь исполняет это без перекрещивания задних ног. При выполнении поворота лошадь должна быть согнута в направлении поворота.

2. Поворот на заду с шага (180 градусов)
Применимы те же самые критерии, что и в случае поворота с остановки. Единственное отличие состоит в том, что лошадь не должна делать остановку перед поворотом и после него. Перед началом поворота шаги должны укорачиваться.

3. Пируэт (полупируэт) - это поворот на 360 градусов (180 градусов), выполняемый в два следа, радиусом, равным длине лошади. Передние ноги лошади движутся вокруг ее задних ног.
3.1. Пируэты (полупируэты) обычно выполняются на собранном шагу или галопе, но могут также выполняться на пиаффе.
3.2. На пируэте (полупируэте) передние ноги и наружная задняя нога движутся вокруг внутренней задней ноги, которая является осью движения и должна после каждого темпа опускаться в свой след или слегка впереди него.
3.3. На каком бы аллюре ни выполнялся пируэт (полупируэт), лошадь должна быть слегка согнута в направлении поворота и оставаться “в поводу”, с сохранением легкого контакта. Она должна выполнять поворот плавно, поддерживая постоянную каденцию и соответствующую аллюру последовательность опускания ног на землю. В течение всего движения затылок остается высшей точкой.
3.4. При выполнении пируэта (полупируэта) лошадь должна постоянно сохранять импульс и ни в коем случае, ни в малейшей степени, не двигаться назад или не отклоняться вбок.
3.5. Во время выполнения пируэта и полупируэта на галопе всадник, подчеркивая сбор лошади, должен сохранять совершенную легкость ее движения. Круп опущен, задние ноги хорошо подведены и демонстрируют хорошее сгибание суставов. Качество исполнения пируэтов (полупируэтов) оценивается по гибкости, легкости, каденции и равномерности, а также по четкости и плавности переходов; при оценке пируэтов и полупируэтов на галопе учитывается также равновесие, высота подъема конечностей и количество темпов (для пируэтов, желательно, 6-8, для полупируэтов - 3-4).
3.6. Составной частью элемента являются сами темпы галопа до пируэта и после него. Они должны характеризоваться повышением активности и сбора перед пируэтом и сохранением равновесия после его завершения и движения лошади вперед.

Статья 414. Пассаж

1. Пассаж – это размеренная, очень высокая рысь с максимальным сбором и ярко выраженной каденцией. Она характеризуется выраженным подведением задних ног, подчеркнутым сгибанием коленных и скакательных суставов и грациозной эластичностью движения. Каждая диагональная пара ног попеременно поднимается и опускается на землю, с четкой каденцией и увеличенной фазой подвисания.

2. В принципе, зацеп копыта передней ноги должен подниматься до уровня середины пясти другой передней ноги. Зацеп копыта поднятой задней ноги должен быть немного выше уровня путового сустава другой задней ноги.

3. Шея должна быть поднята и грациозно округлена. Затылок - высшая точка шеи, а положение головы близко к отвесу. Лошадь должна сохранять мягкий и легкий контакт с поводом и свободно переходить из пассажа в пиаффе и обратно без видимых усилий и нарушения каденции. Импульс должен всегда оставаться живым и ярко выраженным.

4. Серьезными ошибками являются: неравномерность движения задних ног, раскачивание переда или зада лошади из стороны в сторону, а также подергивания передних или задних ног и “волочение” задних ног.

Статья 415. Пиаффе

1. Пиаффе - это в высшей степени собранное, высокое диагональное движение с явно выраженной каденцией, при исполнении которого создается впечатление, что лошадь остается на месте. Спина лошади гибкая и эластичная. Круп слегка опущен, задние ноги с активно работающими скакательными суставами хорошо подведены, что обеспечивает большую свободу, легкость и подвижность плечам и переду. Каждая диагональная пара ног попеременно и равномерно поднимается и опускается с сохранением каденции.
1.1. В принципе, зацеп копыта передней ноги должен подниматься до уровня середины пясти другой передней ноги. Зацеп поднятой задней ноги должен находиться сразу над уровнем путового сустава другой задней ноги.
1.2. Шея должна быть поднята и округлена, голова - в вертикальном положении. Лошадь должна оставаться “в поводу”, сохраняя свободу в затылке и постоянство легкого и мягкого контакта с набранным поводом. Корпус лошади должен подниматься и опускаться в мягком, ритмичном и гармоничном движении.
1.3. Пиаффе всегда должно активизироваться живым импульсом и характеризоваться совершенным равновесием. Несмотря на то, что, в принципе, элемент исполняется на месте, обязательно должно создаваться впечатление намерения двинуться вперед. Это проявляется в явной готовности лошади немедленно двинуться вперед по первому требованию всадника.
1.4. Серьезными ошибками являются: малейшее продвижение назад, неравномерность движения задних ног, перекрещивание как передних, так и задних ног, раскачивание из стороны в сторону переда или зада лошади, а также слишком большое количество шагов.
Нельзя считать пиаффе “настоящим”, если при его исполнении движение становится заторопленным, неравномерным, с разной высотой поднятия ног, без каденции и пружинистости.

Статья 416. Импульс / Повиновение

1. Импульс - это термин, служащий для описания передачи активной и энергичной, но в то же время контролируемой движущей силы, исходящей от задних ног и порождающей атлетическое движение лошади. Его наивысшее проявление может быть продемонстрировано только через мягкие колебания спины лошади, идущей в легком контакте с рукой всадника.
1.1. Скорость сама по себе имеет мало общего с импульсом: ее результатом, чаще всего, является «приземление аллюра», когда он делается как бы более “плоским”. Наглядным проявлением этого является более выраженная работа задних ног, действие которых выглядит как непрерывное, без выдержки и отрывистости. Скакательный сустав, после отрыва заднего копыта от земли, сначала движется в большей степени вперед, чем вверх, но, конечно, ни в коем случае не назад. Что касается импульса, то главным его признаком служит то, что лошадь находится больше времени в воздухе, чем на земле. Следовательно, импульс можно увидеть только на аллюрах, имеющих стадию подвисания.
1.2. Импульс является условием для хорошего сбора на рыси и галопе. Если нет импульса, нет и сбора.
2. Повиновение - это не слепое подчинение, а послушание, которое проявляется в постоянном внимании, готовности лошади выполнять требования всадника, ее доверии и во всем поведении. Оно проявляется также в гармоничности, легкости и непринужденности, демонстрируемых лошадью при выполнении различных движений.
Степень повиновения проявляется также в том, как лошадь принимает повод: с мягким и легким контактом и свободным затылком, или с сопротивлением руке всадника или уклонением от ее действия, когда лошадь идет, соответственно, “перед поводом” или “за поводом”.

2.1. Основными признаками нервозности лошади, ее напряженности или сопротивления являются: высовывание языка, перекидывание его через железо или “всасывание”, а также скрежет зубами и кручение хвостом. Такое поведение должно быть учтено судьями при выставлении оценки как за конкретное упражнение, так и в общих оценках.
2.2. Важным признаком повиновения также является прямолинейность. Лошадь считается "прямой", если при движении по прямой или изогнутой линии передние ноги ступают точно перед задними, а также, когда в обоих направлениях она показывает одинаковую степень изгиба.
Главным критерием повиновения лошади является исполнение основных требований/движений, указанных в тесте (езде).

Статья 417. Сбор

Целью сбора лошади является:
а) Дальнейшее развитие и улучшение равновесия лошади, которое в той или иной степени было нарушено дополнительным весом всадника.
б) Развитие и увеличение способности лошади опускать круп и подводить задние ноги, чтобы обеспечить легкость и подвижность переда.
в) Усовершенствование ”непринужденности и осанки” лошади, чтобы сделать ее более приятной в езде.

1. Наилучшими средствами достижения этих целей являются движения - "плечом внутрь", траверс, ранверс, - и не последними в этом плане являются принимания (Ст. 412) и особенно полуодержки (Ст. 408).

2. Сбор достигается и улучшается путем подведения под корпус лошади задних ног, с согнутыми и эластичными суставами. Это осуществляется при помощи повторяющихся действий рук, седалища и шенкелей всадника.

3. Вместе с тем, задние ноги не должны быть подведены слишком далеко вперед под корпус лошади, так как это существенно уменьшает площадь опоры и мешает движению лошади. В этом случае линия спины приподнимется слишком высоко и окажется длиннее, чем основание опоры ног, что нарушит устойчивость, и лошади будет труднее обрести гармоничное и правильное равновесие.

4. С другой стороны, слишком “растянутая” лошадь, не способная или не желающая подводить задние ноги под корпус, никогда не сможет достичь приемлемого сбора, характеризующегося “непринужденностью и осанкой”, равно как и активного импульса, идущего от задних ног.

5. Положение головы и шеи лошади на собранных аллюрах, естественно, зависит от уровня подготовки лошади и, в некоторой степени, от ее экстерьера. В любом случае, шея должна быть свободно приподнята, образуя гармоничную дугу от холки до затылка, который является высшей точкой. Нос лошади должен быть несколько впереди от вертикали.

Статья 418. Посадка всадника и средства управления

1. Все упражнения должны выполняться без видимых усилий со стороны всадника, а применение средств управления не должно быть заметным. Всадник должен быть хорошо уравновешен, гибок, сидеть глубоко в центре седла и слегка следовать за ритмом лошади своим пояснично-крестцовым отделом. Его бедра и шенкеля сохраняют стабильное положение и опущены вниз. Пятки располагаются в самой нижней точке. Верхняя часть корпуса держится прямо, свободно, непринужденно и сохраняя вертикальное положение. Кисти рук сохраняют спокойное положение, опущены и сближены. Большие пальцы являются высшей точкой кистей. Руки остаются независимыми от посадки. Руки от плеча до локтя опущены вдоль корпуса, позволяя всаднику мягко и свободно сопровождать движения лошади.

2. Для точного исполнения требуемых элементов теста, всаднику необходимо эффективно применять средства управления.
Все время должна наблюдаться гармония между всадником и лошадью.

3. Разбор поводьев в две руки является обязательным при исполнении Официальных программ FEI.
Однако в программе КЮР позволяется езда с поводьями в одной руке с ограничением до четырех элементов (см. Руководство для судей). По окончании выступления, выходя из манежа шагом на свободном поводу, всадник может, по своему усмотрению, взять поводья в одну руку.

4. Любое употребление голоса, однократные или многократные щелчки языком являются грубыми ошибками и должны наказываться снижением оценки, по крайней мере, на 2 балла по сравнению с той, которая была бы выставлена за исполнение упражнения, если бы этого не произошло. Также оценка снижается в пункте “Положение и посадка всадника”.

0


Вы здесь » Земля Лошадей » *Общение с лошадьми* » Обучение лошади выездке